Новые типы и композиционные решения построек

Новые типы и композиционные решения построекНовые типы и композиционные решения построек советские архитекторы создавали прежде всего как результат воплощения в новых формах новых социальных функций. Вырабатывали типы таких массовых сооружений для трудящихся, как благоустроенные жилые дома, клубы, Дворцы культуры, общественные столовые, детские сады и ясли, школы, дома отдыха. В поисках принципов их рациональной организации советские архитекторы обратились и к идее «свободного плана». Тяготение к магистрали в некоторых случаях подчиняет себе всю композицию жилых комплексов. Так, в Ленинграде квартал 124 на Щемиловке (архитекторы Е. Левинсон, Д. Гольдгор, А. Шприц, Е. Емельянов), территория которого (30,3 га) представляет собой вытянутый прямоугольник, по длинным сторонам ограниченный магистралями (ул. Седова и ул. Бабушкина), распадается на два почти независимых образования. Полузамкнутые дворы не вливаются в единую пространственную систему. Они тяготеют к улицам, и их объединяет только ритмическая система цепочек, в которые складывается застройка. Центральное пространство квартала не организовано — это лишь интервал между группами домов, тяготеющих к улицам. Между тем противоречие между тяготением «внутрь» и «вне» может быть разрешено многообразными приемами, позволяющими обогатить пространственную систему. Такие приемы можно найти при любом принципе организации пространства комплекса — при периметральной и строчной застройке и при любых формах регулярной или живописной организации пространства.

Так, построенный в 1931 г. квартал на углу улицы Ленина и улицы Луначарского в Свердловске (арх. И. Антонов и В. Соколов) получил периметральную застройку. Доминирующий в его композиции 11-этажный дом коридорного типа имеет в плане форму незамкнутого кольца. Со стороны улицы Ленина, главной в городе, здание воспринимается как монументальный цилиндрический объем, к внутреннему двору-саду оно раскрыто и образует как бы обширную нишу, завершившую развитие внутриквартального пространства. Различный эффект восприятия формы — выпуклой, как бы отталкивающей, замкнутой или вогнутой приглашающей, захватывающей — использован, чтобы создать разные качества среды магистрали и интимного квартала. Различно воспринимается и масштаб этой формы. Извне — крупный объем, значительность которого подчеркивает пояс витрин и тяжелый завершающий аттик; изнутри — нейтральная перфорированная окнами вогнутая поверхность, которую фланкируют выступающие объемы лестничных клеток — форма воспринимается менее крупной, ее масштаб не отрывается от 5-этажных домов. Квартал в целом через связующее звено — «цилиндрический дом» — активно включен в композицию более крупного масштаба, ансамбль центра города.

Похожие записи

  • 08.11.2014 Проект реконструкции столицы Франции В 1925 г. на выставке декоративных искусств в Париже Ле Корбюзье показал «План Вуазен» — проект реконструкции столицы Франции. Он предлагал снести застройку исторического ядра Парижа во […]
  • 10.11.2014 Проект нового Токио Проект нового Токио. П. Меймонла, она тянется на десятки километров, гибка, динамична, нестабильна и ее можно непрерывно менять в соответствии с требованиями жизни. Русло — сердцевина […]
  • 30.10.2014 Разработка принципов структурного формирования социалистического города Разработка принципов структурного формирования социалистического города усложняется и тем, что в нашем обществе многие социальные процессы еще не проявились до конца. Примером может […]
Хостел
Галерея
9272 10483 11741 22730
Интересные записи

Сайт продвигался статейными прогонами

Хостел Санкт-Петербург hello hostel