Прием компактного объединения основных функций торговой зоны центра в едином сооружении
Прием компактного объединения основных функций торговой зоны центра в едином сооружении в принципе может быть применен и в нашей практике (например, при застройке городов с суровым климатом). Нельзя забывать, однако, что гипертрофия объемов и их замкнутость в торговых центрах городов Запада порождены специфическими условиями — стремлением к интенсивной эксплуатации дорогого земельного участка и нездоровой переуплотненно — стью, беспорядочностью среды, простирающейся вокруг.
Выявление центра достигается не одними лишь высотными ориентирами, введенными в композицию. Функции центра определяют особые качества его среды. Они могут быть подчеркнуты, приведены к очевидному контрасту с окружением. Так, площадь Сан Марко в Венеции контрастно выделяется среди тесноты и измельченности примыкающих к ней застроенных массивов своей просторностью, обширным, открытым пространством. В новых городах Великобритании контраст между почти «растворенными» в ландшафте жилыми районами и центром, наоборот, определяется его подчеркнутой урбанистичностью, концентрированной застройкой, сплошным замощением открытых пространств. Живописности окружения противостоит жесткая геометричность форм (центры Харлоу, Кроули, Сти — венджа). Контрастность окружению общественно-административной зоны центра подчеркивает особый характер ее функций, помогает созданию приподнятости, мажорности ее В центре Харлоу — города-сателлита Лондона архитектуры. Прием классического градостроительства — неожиданное раскрытие обширных пространств — может найти здесь естественное использование.
Наиболее радикальное решение этой проблемы — разделить транзитное скоростное, местное и пешеходное дви —
Торонто, Канада. Здание ратуши. 1958—1967 гг. Арх. В. Ревелл. Вид с площади и городской магистрали
Жение, организовав их потоки в различных уровнях. Как серия многоярусных мостов, соединяющих стороны долины, запроектирован, например, центр небольшого английского города Хука. Под ним должна проходить главная городская магистраль.
Конкурсные проекты центров Свердловска и Новосибирска, выполненные в ЛенНИИП градостроительства, предусматривают устройство поднятых платформ для свободного движения пешеходов. Пространство под платформой используется для автостоянок, там же устраиваются остановки общественного транспорта, связанные с платформой лестницами и эскалаторами. В конкурсном проекте центра Хабаровска транспортные магистрали проложены на эстакадах над долинами и в тоннелях под вершинами холмов, а пешеходные пути — на поверхности земли.